Презентация
 

06.08.1885-13.10.1937
Бутовский полигон
День памяти 30.09/13.10
Храм Троицы в Семеновском (разрушен) в нынешнем Гагаринском районе, первый настоятель, строитель храма
ПСТБИ. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.;
ВЕСТНИК ЮГО-ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА, № 1 март-апрель 2013, 26-27 стр.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16
августа 2000г. Священный Синод, Определение от 12 октября 2007г.

Протоиерей Александр Васильевич Орлов родился 6 августа 1885 г. в селе Хонятино Глебовской волости Коломенского уезда Московской  губернии  (ныне  Ступинский район  Московской  области)  в семье священника Георгиевского храма Василия Ильича Орлова.
В 1901 г. Александр окончил Коломенское Духовное Училище и поступил в Московскую
Духовную Семинарию, которую окончил в 1909 г. Он обвенчался с Софией Александровной, дочерью священника Александра
Ивановича Крылова, служившего в храме Богоявления Господня в с. Семеновском Царицынской волости Московского  уезда  Московской  губернии (находилось на месте пересечения современных улиц Вавилова и Ломоносовского проспекта).
В 1911 г. Александр Васильевич был рукоположен во священника.
В 1920 г. у супругов родилась дочь Мария. В этом же году отец Александр поступил в Московский государственный университет на естественный факультет.
В 1923 г., по окончании МГУ, он поселился с семьей в доме своего тестя.
В 1924 г., по инициативе обоих священников, на средства и силами жителей в селе был построен храм во Имя Святой Троицы (в районе домов 68-70 или 71-73 по Ленинскому пр-ту).
В 1938 г. храм был закрыт, в сер. 1950-х - разрушен.
С  1924  г.  иерей  Александ служил  в  Троицком  храме  с.  Троицкого-Голенищева Московского уезда (ныне – Мосфильмовская ул., д. 18а) - сначала тайно от властей, устроившись истопником, с 1925 г. был настоятелем храма. Одновременно он служил в молитвенном доме, в соседней д. Матвеевская, который был закрыт под давлением властей в 1929 г.
К началу 1932 г.
в ОГПУ стали поступать доносы, из которых  сотрудники  ОГПУ  сделали заключение,  что  в «селе  Троице-Голенищево...  существует  антисоветская  группировка церковников,  возглавляемая священником Орловым... 
Орлов...систематически обрабатывал в антисоветском духе часть местных крестьян, регулярно посещая их под видом Богослужения».
12 февраля 1932 г. священник Александр был  арестован  и  заключен в Бутырскую тюрьму.
24 февраля он показал на допросе:
«В своей пастырской службе кроме молитвы, служения в храме и исполнения треб в
домах верующих... при Троицкой в Голенищах церкви не знаю ничего. Район деятельности: село Троицкое, деревни Гладышево, Каменная Плотина, Матвеевская и слобода Потылиха... Никаких бесед на политические темы я не вел». Виновным в антисоветской деятельности он себя не признал.
8 мая 1932 г. иерей Александр Орлов был осужден на 3 г. исправительно-трудовых лагерей. Отбывал заключение в Белбалтлаге, г. Медвежьегорск.
Вернувшись в 1934 г. из заключения, отец Александр жил в селах Московской области. К этому времени он был возведен в сан протоиерея.
В 1936 г. скончался его тесть, и
протоиерей Александр переехал в с. Семеновское, где все эти годы жила его семья.
Служил в Троицком храме, посещал дома верующих, проповедовал.
Из показания свидетеля: «Орлов говорил, что плохо молитесь Богу; ходите почаще в церковь и получите спасение от тяжкой жизни; ведет агитацию среди населения – в случае болезни детей,
приходить в церковь и причащать их».
В июле 1936 г. в районе с. Семеновского прокладывали дорогу через старое кладбище. По благословению о. Александра жители села переносили гробы на новое кладбище, где он совершал панихиды, «чем сорвал работу в колхозе в течении двух дней». Это событие стало поводом для его нового ареста. 13 сентября 1937 г. о. Александра арестовали по обвинению в контрреволюционной работе против существующего строя и заключили в Таганскую тюрьму.  Виновным себя не признал. 9 октября того же года он был приговорен к разстрелу и 13 октября
принял мученическую кончину в Бутово.
В 1958 г. был реабилитирован.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. протоиерей Александр был причислен к лику Святых в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

*Храм Пресвятой Троицы в селе Семеновском (Троицкая Церковь)был построен в 1924 году на средства и силами жителей села по инициативе семьи священников Крылова и Орлова. Последним настоятелем Храма был протоиерей Александр Орлов, расстрелянный на полигоне в Бутово в 1937 году. Канонизирован Русской в лике Священномучеников.

Источник: архив семьи Священномученика Александра Орлова
**В древности на территории Ломоносовского района располагалось село Семёновское.
В настоящее время единственный православный храм – строящийся храм Святых равноапостольных князя Владимира и Ольги.

 Интересной деталью истории Семёновского стало то, что в 1924 г. здесь была возведена православная каменная Троицкая церковь, едва ли не последняя из возникших в годы советской власти на территории современной Москвы. Рядом с ней было устроено кладбище.

Храм функционировал до 1938 г., а затем в нём располагалась фабрика игрушек, а с начала Великой Отечественной войны и до 1946 г. склады. Разрушена она была в середине 1950-х годов во время застройки Семёновского. Сейчас на её месте находится «Зоомагазин» (Ленинский проспект, д. 70). Что касается кладбища, оно было сравнено с землей в конце 1930-х годов в связи с прокладкой дороги — будущего Ленинского проспекта. Перезахоронения были сделаны в селе Воронцово. В 1929 г. в селе был основан колхоз, но загнать всех жителей Семёновского в него удалось лишь к 1931 г. после раскулачивания трёх местных семей — Костигиных, Филипповых и Ёлкиных.
Находившееся в ближайших пригородах столицы, село в 1958 г. было включено в городскую черту, а к 1964 г. окончательно исчезло с лица земли, уступив место массовой жилой застройке. К сожалению, его название никак не отражено в современной городской топонимике.

На фото запечатлен момент, когда епископ Петр Руднев приехал в село Семеновское к своим родным в гости. Жена отца Александра Орлова - матушка Софья(в девичестве Крылова)являлась двоюродной сестрой епископу Петру. Также матушка Софья - из родственниц протоиерея Димитрия Смирнова. Именно по инициативе семей Крыловых-Орловых был возведен Храм Пресвятой Троицы, который сделали складом в 1938 году, в 50-е годы сравняли с землей.

Источник: архив семьи священномученика Александра Орлова
Мы считаем, что снимок сделан между 1924-1937 годами
Снимок не ранее 1929 года. Священномученик Петр (Руднев) был только хиротонисан в епископы в ноябре 1928-го. Очевидно, на снимке не ноябрь. Не декабрь тоже, на всякий случай. Но и не позже июля 1934-го фотография. Потому что владыка здесь еще не архиепископ.


База ПСТБИ Новомученики и Исповедники, пострадавшие в годы гонений
 http://kadilo.info/zhitiya/72-svyashchennomuchenik-aleksandr-orlov-troitse-golenishchevskij.html
 http://www.specnaz.ru/articles/200/7/1846.htm
 http://www.specnaz.ru/articles/201/8/1859.htm

 

16.03.1881-10.12.1937
Бутовский полигон
День памяти 27.11/10.12
Храм Святых мучеников и  страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине. Служил псаломщиком (1902-1909гг).
Последнее место служения: Успенский храм с. Богослово, Московской обл., Ногинского района.
ПСТБИ. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16  августа 2000г.

 Священномученик иерей Алексий Сперанский (канонизирован Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г.).


Родился 16 марта 1881 г. в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Александра Сперанского. Служил псаломщиком в Борисоглебский храм в селе Зюзино Московского уезда в 1902-1909 гг..

В 1909 году переведен в Богородице-Рождественский храм при ремесленной богадельне в городе Москве.

В 1917 году Алексей Александрович был рукоположен в сан священника к Успенскому храму села Богослово Богородского уезда Московской губернии. В селе Богослово отец Алексий прослужил всю свою жизнь.

25 ноября 1937 года власти распорядились арестовать священника. 1 декабря тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне.

Подробнее см:

 http://azbyka.ru/days/sv-aleksij-speranskij

 http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=1395

 http://bogorodsk-blago.ru/saints/aleksij-speranskij/

 http://pstgu.ru/news/martir/2010/12/10/26586

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Алексий Сперанский -
 http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?TYZCF2JMTcvWWeuXfcyieyDbdOq2fefXf8Khsbu0fi0ifSOicW019c6iTcGZeu-yPqAn9XQtBU*

 http://www.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans

Сперанский Алексей Александрович
Год рождения 1881
День рождения 16
Месяц рождения 3
Место рождения Московская губ., Дмитровский у., с.Минеево
священник
Родился в семье священника
Родство
брат протоиерея
Сперанский Николай Александрович
 
священник Сперанский Алексей Александрович
Образование
Вифанская Духовная Семинария
Год окончания 1899
Служение
Московская губ., церковно-приходские школы
Должность учитель
Год начала 1899
Год окончания 1902
Московская губ., Московский у., с.Зюзино (позже Москва), Борисоглебский храм
Должность псаломщик
Год начала 1902
Год окончания 1909
Москва, Богородице-Рождественский храм при ремесленной богадельне
Должность псаломщик
Год начала 1909
Год окончания 1917
Рукоположение
иерей
1917
Служение
Московская губ., Богородский у., с.Богослово, Успенский храм
священник
Год начала 1917
Год окончания 1929
Рукоположен к Успенскому храму, где в то время служил его престарелый отец, и
назначен на должность законоучителя в Бульковскую земскую школу. В с.Богослово
о.Алексий прослужил всю свою жизнь
Награды
набедренник
Год награждения 1920
скуфья
Год награждения 1923
Кем награжден епископ Богородский, викарий Московской епархии, Платон
(Руднев)
Осуждения
Нарсуд
././1929
Приговор штраф 100 руб.


Аресты
Московская о.
Год ареста 1930
Был арестован "за валюту"
Служение
Московская о., Ногинский р., с.Богослово
священник
Год начала 1930
Год окончания 1937
В середине 1930-х годов о.Алексий, не оставляя службу в храме, устроился работать
в колхоз кузнецом. Когда приходили в кузницу с просьбами крестить, венчать или
отпеть, он снимал фартук и шел совершать требы. Но в субботы и воскресенья он
неопустительно совершал службы в церкви и во время богослужения всегда говорил
проповеди
Аресты
Московская о., Ногинский р., с.Богослово
Год ареста 1937
День ареста 26
Месяц ареста 11
Обвинение при аресте "антисоветская деятельность"
Основанием к аресту послужили пересказанные кем-то его высказывания: "Православные,
надо укреплять веру в Бога, самим чаще посещать храм Божий и других, поддавшихся
дурному влиянию, привлекать к церкви"
Осуждения
тройка при УНКВД СССР по Московской обл.
01/12/1937
Обвинение "контрреволюционная агитация"
Статья ст.58–10 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания — расстрел
О.Алексий виновным себя не признал
Места заключения
Московская о., г.Ногинск, тюрьма
Год начала 1937
День начала 26
Месяц начала 11
Год окончания 1937
День окончания 10
Месяц окончания 12
Кончина
1937
День 10
Месяц 12
расстрел
Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон"
Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон"
Канонизация
Священномученик священник Алексий Сперанский
Дата 20000820
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16
августа 2000г.
Кто представил Московская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 27.11
Новый стиль 10.12
день мученической кончины (1937г.)
Реабилитация
Дата 1989-06-30
Кем реабилитирован Прокуратура Московской обл.
По году репрессий 1937
Публикации
1 Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938.
М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. 
С.328,413.
2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о
собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
3 Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с. 
Документы
1 Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
2 ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-74888.
3 Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

 

30.01.1874 г. -
13.12.1937
Казахстан
День памяти 30.11/13.12
Храм иконы Божией Матери Знамение в Захарьино (янв.1920 г. – сент.1921 г.)
ПСТБИ. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г.
 http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnMk9X2mA**
 http://pstgu.ru/news/martir/2015/12/13/62559
ЦИАМ, ф. 1371, д. 39, 1916 г., послужной список, лл. 29-30


 Священномученик Иоанн родился 30 января 1874 г. в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова. В 1904 г. по окончании четвертого курса Московской Духовной семинарии Иван Честнов подал прошение об увольнении. В мае того же года он сдал экзамен на звание учителя церковно-приходской школы.
29 июня 1904 г. епископ Можайский Парфений (Левицкий), викарий Московской епархии, определил Ивана Петровича на должность псаломщика Знаменской Церкви в селе Амерево Богородского уезда. В 1905 г. он был посвящен в стихарь.
В июле 1907 г. Иван Честнов был переведен на место псаломщика в Крестовоздвиженский храм в селе Новое при реке Волге Клинского уезда. В 1908 г. Иван Честнов был рукоположен во диакона и митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) определен на служение к Воскресенской кладбищенской церкви в городе Подольске. С 1910 г. он был также законоучителем в мужском и женском училищах города.
С 20 марта 1917 г. диакон Иоанн состоял членом исполнительного уездного комитета духовенства и мирян, а в июле того же года был избран членом благочиннического совета Первого Подольского округа. За усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1919 г. диакон Иоанн Честнов был удостоен Патриаршего благословения. В 1920 г. отца Иоанна рукоположили во священника, и 1 сентября митрополитом Крутицким Евсевием (Никольским) он был определен во священника в Знаменский храм в селе Захарьино Подольского уезда. 3 января 1921 г. его перевели снова в Воскресенскую кладбищенскую церковь в городе Подольске.
По благословению епископа Подольского Иннокентия (Летяева) в конце декабря 1928 г. отец Иоанн был направлен в Михайло-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Солнечногорского района Московской области. Здесь отец Иоанн в 1929 г. был в первый раз арестован. Пробыв пять с половиной недель в заключении, он был освобожден. Из-за невозможности постоянно платить большой налог, который безбожная власть накладывала на служителей Церкви, у отца Иоанна в феврале 1930 г. в счет причитающихся недоимок была конфискована корова и часть имущества. Не имея постоянного жилья, он был вынужден просить архиерея перевести его на другой приход.
Преосвященным епископом Воскресенским Иоанном (Васильевским) 24 января 1930 г. отец Иоанн Честнов был переведен в Успенский храм села Гжель Раменского района Московской области.
В начале 1930 г. власти решили снять колокола с Успенского храма. Настоятель храма протоиерей Александр Виноградов пытался предотвратить это намерение безбожной власти. Женщины, прихожанки церкви, пришли на собрание граждан села Гжель и выступили против снятия колоколов. Из-за поднятого шума собрание чуть было не сорвалось. На 1929 и 1930 гг. пришелся один из беспощадных периодов гонения на Русскую Православную Церковь. Многие священнослужители в то время были арестованы, часть из них расстреляна, другие были приговорены к заключению или ссылке, где нередко умирали от болезней и голода.
Намереваясь арестовать священника, следователь ОГПУ в октябре 1930 г. допросил несколько свидетелей. Все допрошенные дали необходимые следователю показания, оговорив священника в различных антисоветских выступлениях. Такие же лжесвидетельства подтвердил диакон Солертовский, служивший в одном храме с отцом Иоанном. Он рассказал, как в разговоре отец Иоанн однажды сказал: “...Несмотря на эти гонения, все же вера православная не угаснет и после гонения восторжествует”. Эти и другие слова священника диакон представил как антисоветскую агитацию, заявив, что “попы Честнов и Виноградов при всяком удобном случае используют религию во вред существующему строю”.
31 октября 1930 г. отец Иоанн был арестован и 1 ноября допрошен. На вопросы следователя священник ответил: «На заданный мне вопрос относительно современного положения и существующей власти, отвечу. Всякая власть дается от Бога, поэтому-то Бог в наказание за наши грехи и посылает власть. Народ достоин той власти, которая ему послана Богом. Если народ творит беззаконие, то Господь для исправления посылает тяжелую власть, и до тех пор, пока народ не обратится к Богу, то ниспосланная Им власть будет продолжаться долго, а когда народ замолит свои грехи перед Богом, то существующая власть дойдет до такого положения, когда она сама придет к Богу и изменит свое отношение к религии, и тогда народ этот будет достоин своей власти. Для пояснения вышесказанного, укажу свое мнение... В известный период на душу человека налетает нечто вроде пепла, отчего душа и сознание затемняется, человек теряет веру в Бога. Но это явление временное, так как если это затемнение проходит, то человек, именовавший себя безбожником, становится верующим. Как на пример из Священного Писания укажу на святого апостола Павла, который был гонителем веры Христовой, а потом стал ревностным проповедником учения Христа. На поминках мне кто-то из присутствующих задал вопрос, который в точности я не припомню, но на который я ответил: стало много хулиганства, и все это потому, что родители плохо смотрят за своими детьми. Что же касается указания на то, что не нужно доверяться школьному воспитанию, то этого я не говорил… Виновным себя признаю в том, что не имея права высказывать свою точку зрения на существующую власть и положение в местах большого сборища людей, я все же высказывал, но оговариваюсь, что к высказыванию меня вынуждали вопросы верующих, сам же я никогда беседы не начинал. В призывах к срыву уборочной компании колхоза и угрозах колхозникам я виновным себя не признаю. Мои беседы и ответы верующим я суммирую следующими словами: народ делает зло друг другу, и я как пастырь хотел привести народ к миру. Мои призывы и беседы имели целью вразумить народ и привести их к вере Христовой, так как если вера Христова укрепится, то и существующая власть так же подойдет к этой вере, и вот тогда-то и установится власть, угодная Богу».
22 ноября 1930 г. Тройка ОГПУ приговорила священника Иоанна Честнова к трем годам ссылки в Казахстан. После отбытия срока наказания отец Иоанн вернулся в Московскую область. Поскольку проживать в стокилометровой зоне от Москвы ему было запрещено, он поселился в городе Можайске, где был священноначалием назначен служить в Вознесенский храм города. В 1934 г. с помощью обновленцев власти решили закрыть храм. О всех трудностях этого времени, о том, как верующие защищали храм, подробно рассказывается в сохранившемся письме-заявлении общины Вознесенского храма, направленном 21 августа 1934 г. в Московский областной исполнительный комитет в отдел по вопросам культа.
«В мае 1933 г. в наш храм Вознесения Господня, – говорится в заявлении, – совершенно неожиданно и безызвестно для православно-верующих был зарегистрирован приехавший священник обновленческой ориентации. Несмотря на наши протесты, он упорствовал в своем направлении и тем самым заставил нас оставить этот храм своим посещением и перейти, несмотря на все трудности, неудобства и неуспеваемость исполнителей религиозных потребностей, в соседний храм. Для своего существования он дерзнул некоторые церковные вещи продать и тем самым подпав под уголовное дело, скрылся, поставив на свое место заместителя, который от чрезмерного употребления алкоголя и голода лишился жизни и был найден семидневным трупом в подполе церковной сторожки, какового, к великому прискорбию и низости обновленцев, милиция города Можайска хоронила за свой счет. Это было в январе 1934 г., тогда же в январе был зарегистрирован третий их священник Максимов, который, приняв еще при жизни покойного ценности храма и ключи, не показываясь верующим, не передав ключи в районный исполнительный комитет, с ключами уехал в Москву неизвестно для какой цели. Мы, верующие, не знали, в чем же дело? Храм стоит запертым, службы в нем не происходит. Стали справляться, почему храм закрыт и у кого же ключи? Обращались периодически ко всем органам власти о месте нахождения церковных ключей, но ответ получали отрицательный: никто не знает, где ключи, и власть храма не отбирала и не закрывала. Предложили подать заявление о существующем положении. Православно-верующие подали в горсовет заявление. Горсовет, рассмотрев заявление, разрешил подыскать мастера и подобрать ключи, и, если в храме не препятствует техническое состояние храма-здания, подыскивайте себе священника и отправляйте свою молитву. В таком положении было все исполнено. 11 июля зарегистрировали в районном исполнительном комитете избранного нами священника. Приведя храм в полный порядок и совершив три-четыре службы, являются – после семимесячного укрывательства и молчания – обновленцы с каким-то полномочием от Мособлисполкома, просят председателя районного исполнительного комитета опечатать храм Вознесения. 23 июля храм опечатали как бы на один день до выяснения этого вопроса с верующими 25 июля сего года. 25 июля явились в районный исполнительный комитет и горсовет верующие и не являвшиеся более семи месяцев обновленческий служитель культа Максимов с каким-то своим представителем, но не имеющим никакого отношения к храму и приходу, и после долгих дебатов пошли в храм, опечатали все в ризнице... Районный исполнительный комитет дал разрешение на созыв общего собрания православно-верующих на 29 июля 1934 г. Собрание состоялось. Исполнительный орган избран, и протокол общего собрания представлен в районный исполнительный комитет, каковой велел явиться за результатом через один-два дня. Явившимся за результатом 31 июля – 1 августа, нам районный исполнительный комитет в решении отказывает ввиду того, что от обновленцев поступило заявление о протесте. И обновленческий служитель культа Максимов стал собирать подписи и набрал, как известно, до 11 чел., лиц, совершенно не относящихся не только к приходу и храму, но и к вере, и на основании этих одиннадцати подписей председатель районного исполнительного комитета дал распоряжение его зарегистрировать... Ставится теперь невольно вопрос: кому же сдается молитвенное здание? Служителю культа для эксплуатации или же верующим для исполнения своих религиозных потребностей, для чего они избирают себе служителей культа. Коренной приход сего храма – деревни и часть города – совершенно обновленцев не желает и отказывается от уплаты при них каких бы то ни было налогов. А посему, на основании вышеизложенного, ходатайствуем и просим Московский областной исполнительный комитет, отдел по вопросам культа дать распоряжение районному исполнительному комитету и горсовету о передаче храма Вознесения в пользование коренному православно-верующему населению нашей общины».
Властями храм так и не был отдан верующим. Отец Иоанн обратился к священноначалию о назначении его на другой приход. Поскольку в этот период храмы в большом количестве закрывались безбожными властями, многие священнослужители лишились приходов. Кроме того, другие священнослужители вернулись из ссылок и лагерей, имея запрет в проживании в крупных городах страны. Заштатное духовенство порой долго ожидало назначения на приход. Поскольку отец Иоанн имел запрет в проживании в стокилометровой зоне вокруг Москвы, и милиция отказывалась его регистрировать в Московской области, священноначалие посоветовало ему обратиться с прошением к архиереям соседних с Московской епархий о принятии в клир и назначении на приход.
Отец Иоанн в октябре 1934 г. послал прошение архиепископу Тамбовскому Вассиану (Пятницкому) о принятии в клир Тамбовской епархии. В феврале 1935 г. был получен ответ от секретаря епархии, что «число приходов все более сокращается, и в то же время растет число безместного духовенства, которое неделями и месяцами ждет очереди на командировку в тот или иной приход. При таких условиях замещений вакансий, Владыка не находил удобным вызывать вас и ставить вас в очередь «ожидающих». Но если вы хотите рискнуть, то приезжайте, запасшись всеми необходимыми документами, хотя хороших приходов в настоящее время очень мало. Если вам никоим образом нельзя устроиться в Московской или иной епархии, то можете на свой страх и риск приехать к Владыке».
В конце февраля 1935 г. отец Иоанн обратился с прошением к архиепископу Тверскому Фаддею (Успенскому). 1 марта владыка прислал ответ: «В настоящее время нет свободных мест вообще, за сокращением приходов».
10 марта 1935 г. отец Иоанн был назначен на служение в Михайло-Архангельский храм города Талдома Московской области. На праздник Пасхи Христовой власти запретили ему совершать обход домов верующих с молебнами. В первый день Пасхи отец Иоанн пришел по приглашению церковного старосты Волкова к нему в дом на чаепитие. Кроме отца Иоанна присутствовали и другие прихожане храма. Был там и некто Агентов, который занимался изготовлением свечей для прихода. За чаем зашел разговор о современных событиях в мире, об антирелигиозной агитации и воспитании детей.
19 мая 1935 г. следователь НКВД допросил Агентова в качестве свидетеля, который так рассказал об этой беседе: «За чаем возник разговор на политическую тему, в процессе которого Честнов произнес антисоветскую по содержанию речь: если бы русский народ твердо держался своей православной веры и был бы вооружен духом русского патриотизма, тогда бы не посмела советская власть арестовать ни одного нашего священника, потому что народ единодушно, все как один вышли бы на защиту духовенства. Русский народ попал под пагубную агитацию большевиков, забыл свою православную веру и потерял дух патриотизма. Германия так сильна потому, что в ней силен дух патриотизма, сильна любовь к своему отечеству. Во всех странах Европы каждая нация, каждая религиозная группа дорожит и поддерживает свою самостоятельность... Честнов делал вывод о неизбежности войны, заявляя, что вся международная политика сейчас сводится к тому, чтобы заставить Германию уничтожить большевизм, ибо она является виновницей этого, потому что она в Россию привезла в запломбированном вагоне товарища Ленина. Продолжая говорить, Честнов заявил: сейчас Германия под давлением всех держав должна начать войну против СССР, а за ней пойдут все остальные державы, имея одну цель – уничтожить большевизм, который угрожает всему миру».
В тот же день, 19 мая, отец Иоанн был арестован. На обороте ордера на арест он написал: «прочитанное мне настоящее постановление подписывать отказываюсь, так как в предъявленном мне обвинении, изложенном в настоящем постановлении, виновным себя не признаю». Начались допросы.
– Следствием установлено, что вы, гражданин Честнов, будучи в квартире церковного старосты Волкова, рассуждали на политическую тему, высказывались, в частности, о том, что русский народ подпал под вредное влияние большевиков, забыл православную веру и потерял дух патриотизма, высказывая необходимость укрепления православной веры и русского патриотизма в стране, то есть в бывшей России, приведя в пример этого Германию. Вы себя в этом виновным признаете?
– Виновным себя в антисоветской агитации в доме Волкова я не признаю. Когда я был у него в доме, то вел разговор следующего характера. Люди, именующие себя христианами, в сущности потеряли дух христианский, не так, как другие вероисповедания, в частности мусульманское, иудейское и лютеранское, центром которого считается Германия.
– Следствием также установлено, что вы во время совершения службы в церкви проводили коллективную исповедь, в которой призывали верующих не слушать безбожную агитацию, а также всеми силами стремились к разрушению воспитания детей, получаемого ими в школе, призывали родителей воспитывать их наоборот в богобоязненности и послушании. Признаете ли себя в этом виновным?
– О воспитании советской школой детей я во время исповеди не касался совершенно, я только говорил родителям, что мы как христиане должны воспитывать своих детей по-христиански. Следователь провел несколько очных ставок между отцом Иоанном и свидетелями. 21 мая состоялась третья очная ставка, на этот раз между священником и прихожанином, который, судя по всему, был приставлен для наблюдения и передачи в НКВД всего того, что священник говорил народу.
– Скажите, свидетель, во время исповеди говорил вам гражданин Честнов, что нужно не слушать безбожную агитацию, потому что она вредна для души человека? – спросил следователь.
– Во время исповеди Честнов, получив ответ от исповедующихся на вопрос “Веруете ли вы в Бога?”, говорил следующее: многие не стали веровать в Бога, внимая усилившейся безбожной агитации, нужно не слушать ее, потому что эта агитация вредна для души человека, – ответил лжесвидетель.
– Во время проведения коллективного исповедания говорили ли вы присутствующим о необходимости не слушать безбожную агитацию? – спросил у отца Иоанна следователь.
– Моя нравственная обязанность как священника оберегать своих пасомых от безбожия. И в этом сказанном мною не могу считать себя виновным.
– Скажите, свидетель, призывал ли священник Честнов во время исповеди присутствующих всеми силами стремиться к разрушению воспитания детей, преподаваемого им школой, а воспитывать детей в богобоязненности и послушании? – снова обратился к лжесвидетелю следователь.
– Во время исповеди священник Честнов говорил присутствующим, что в школе детям вселяют в души безбожное учение, которое родители дома должны всеми силами и средствами разрушать, воспитывая детей в духе богобоязненности и послушания, – ответил тот.
– Признаете ли вы себя виновным в том, что при проведении коллективного исповедания вы призывали участников всеми силами и средствами разрушать в детях воспитание, полученное ими в школе, заменяя таковое воспитанием в духе богобоязненности и послушания? – обратился следователь к священнику.
– Чтобы всеми силами и средствами разрушать школьное воспитание ребенка, мною так не говорилось. Я призывал родителей оберегать нравственное воспитание детей, как подобает христианину: в молитве утром и вечером, и научать их по возможности молитвам до пятнадцатилетнего возраста.
После окончания следствия отца Иоанна перевели в Бутырский изолятор в городе Москве. 8 июня 1935 г. Тройка НКВД приговорила священника Иоанна Честнова к трем годам ссылки в Казахстан.
Наказание отец Иоанн отбывал на станции Чу Чуйского района Казахстанской ССР. 23 ноября 1937 г. он был арестован Чуйским районным отделением НКВД. После ареста состоялся допрос:
– Следствие располагает достаточными материалами, что вы вели, будучи в ссылке, антисоветскую работу. Дайте следствию правдивые показания.
– Повторяю, что будучи в ссылке, я не вел никакой антисоветской работы, а поэтому и дать каких-либо показаний не могу.
На этом допрос и следствие были закончены. 4 декабря было составлено обвинительное заключение, где сказано, что “Честнов, отбывая ссылку в Чуйском районе, занимался нелегально исполнением религиозных обрядов, среди населения вел антисоветскую агитацию”.
10 декабря 1937 г. Тройка УНКВД Алма-Атинской области приговорила отца Иоанна к расстрелу.
Священник Иоанн Честнов был расстрелян 13 декабря 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле.
Священник Максим (Максимов). Московские епархиальные ведомости № 9-10, 2002 г.
По материалам сайта Щелковского благочиния.

 
Годы жизни: 1878 - 1938
Служение: Храм Воскресения Христова в Пленницах в Андреевской богадельне
Расстрелян на Бутовском полигоне 27.06.1938
Дополнительная информация:
ЦИАМ, ф. 2121, д. 1867, 1904 г., послужной список, лл. 66-67; 
ЦИАМ, ф. 2121, д. 1872, 1913 г., послужной список, лл. 74об.-76; 
ЦИАМ  ф. 2303, д. 223, 1921 г., послужной список, лл. 1-2
 
1890 – 1938 (расстрел).
Орловская обл.
Храм Воскресения Христова в Пленницах в Андреевской богадельне
ЦИАМ.Ф. 2121.Д. 1871.Лл. 69об.-70. Послужной список 1911 г.
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д. № 16982
 
+ 09.01.1938
Новосибирская обл.
Храм Святых мучеников и  страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине.
ПСТБИ. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.
ВЕСТНИК ЮГО-ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА, № 3 июнь 2013, 24-25 стр.
 
1900 – 12.12.1963
г.Александров Владимирской обл.
Храм Святых мучеников и  страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине.
Дважды репрессирован.
ПСТБИ. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.
ВЕСТНИК ЮГО-ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА, № 3 июнь 2013, 24-25 стр.
 http://alexandrov-obitel.ru/?p=897
 

1883 – 08.12.1937

Бутовский полигон

Храм Рождества Христова в Черневе

ЦИАМ, ф. 1371, д. 42, 1916 г., послужной список, лл. 16-17; д. 8, 1923 г., список, л. 1об.; д. 6, 1923 г., список, лл. 166, 197

ВЕСТНИК ЮГО-ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА, № 1(10) январь 2014, 28-29 стр.

 

Родился в семье священника Иоанна Воздвиженского, настоятеля  храма Рождества Христова в Черневе.

Последнее место служения:  храм Святителя Николая Чудотворца в с. Никольском Подольский района Московской обл.

ПСТБИ. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.

ВЕСТНИК ЮГО-ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА, № 1(10) январь 2014, 26-27 стр.

ЦА ФСБ РФ. Д.П-18645.

 

+ 17.11.1937

Ивановская обл.

Сын псаломщика храма Рождества Христова в Черневе Ивана Павловича Екатеринославского.

Последнее место служения: с. Дунилово Шуйского района Ивановской области

ЦИАМ, ф. 203, оп. 763, д. 27, 1907 г., послужной список, лл. 150-151; 1909 г.,

послужной список, лл. 262-263; оп. 773, д. 316, 1916 г.,

послужной список, лл. 148-149 См. др. ссылку

 http://www.zagoryanskiy.ru/?option=com_content&task=view&id=1

НАШИ КОНТАКТЫ

  • г.Москва, Южное Бутово, пересечение Чечерского проезда с проектируемым проездом № 1114 и улицей Горчакова. 

 

  • +7 (916) 974-22-76 настоятель храма протоиерей Василий Василевский  подробнее...

КАЛЕНДАРЬ



подробнее ›››

Как добраться

Вы можете проехать до храма следующими маршрутами:

От метро «Б-р Дмитрия Донского»  Автобусы  №146, 101 до остановки «4-й мкр. Южного Бутово»
От метро «ул. Скобелевская»  Автобус №118 до остановки «4-й мкр. Южного Бутово»;
От метро «Б-р адмирала Ушакова»  Автобус №118 до остановки «4-й мкр. Южного Бутово»;
От метро «ул. Горчакова»  Автобус... подробнее...
 

Template Settings
Select color sample for all parameters
Green Dark_Green Oranges Yellow
Background Color
Text Color
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction
Scroll to top